Фэндом

Шерлока Холмса и доктора Ватсона (фильм)
[[Файл:|250px]]

Жанр:

детективный фильм , драма, триллер

Основан:

«Конец Чарльза Огастеса Милвертона», «Последнее дело Холмса», «Пустой дом»,«Случай с переводчиком», «Серебряный» и «Москательщик на покое»

В ролях:

Василий Ливанов, Виталий Соломин, Рина Зелёная, Борислав Брондуков, Виктор Евграфов

Страна:

СССР

Оригинальный язык:

русский

Количество серий:

3

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — советский фильм 1980 года.

Вторая часть телевизионного сериала по мотивам рассказов Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Фильм состоит из трех серий: «Король шантажа», «Смертельная схватка», «Охота на тигра», по мотивам рассказов Артура Конан Дойля «Конец Чарльза Огастеса Милвертона», «Последнее дело Холмса», «Пустой дом», а также небольших эпизодов из рассказов «Случай с переводчиком», «Серебряный» и «Москательщик на покое». Телепремьера на Центральном телевидении — в сентябре 1980 года

СюжетПравить

«Король шантажа»Править

Холмс и Ватсон возвращаются из Мэнор-хауса в Лондон на поезде и обсуждают недавно раскрытое преступление и смерть некого сэра Хаксли.

Дома Холмс получает письмо от своего старшего брата Майкрофта — сотрудника МИДа и члена так называемого клуба молчальников «Диоген»; в письме он просит о встрече. Холмс замечает, что методом дедукции, с помощью которого он умело раскрывает преступления, Майкрофт наделен гораздо сильнее своего брата.

Встреча с братом проходит в клубе «Диоген», но в специальном кабинете, где можно говорить. Майкрофт отдает письмо некой леди Евы Брэкуэлл, в котором она просит избавиться от козней Чарльза Милвертона — самого подлого преступника Лондона, шантажиста и вымогателя. Во времена Пуританской Англии Милвертон раздобыл письма замужних жен с любовниками и предлагал их выкупить за неплохую сумму. За многие лета король шантажа нажил себе особняк с охраной и обслуживающим персоналом, а также уважение в обществе. Теперь он надумывает погубить леди Брэкуэлл. Пока шёл разговор, за Холмсом и Ватсоном наблюдал маркёр Прайс.

Чарльз Милвертон, извещенный о том, что леди Брэкуэлл будет защищать мистер Холмс, наносит сыщику визит и подло открывает ему все свои темные делишки, в том числе смерть сэра Хаксли, умершего после того как прочитал злосчастные письма. После неудачной попытки обыскать Милвертона, Холмс выгоняет подлеца.

Единственный выход исполнить просьбу леди — ограбить Милвертона и уничтожить все компрометирующие письма. Благодаря своим прекрасным способностям гримироваться, Холмс устраивается к Милвертону в качестве лудильщика и выведывает все слабые места охраны. Ночью Холмс и Ватсон проникают в его поместье. По дороге они страшно грешат: Холмс, вырезая на стеклянной двери замок, оставляет следы своей крови, а Ватсон наследил на полу. Последнему удалось замести следы.

В кабинете Милвертона Холмс нашёл ящик с письмами, но, почуяв неладное, он спрятался с Ватсоном. Чарльз приходит в кабинет и читает некую шифровку. Под ней написана анаграмма из четырёх шпаг в виде литеры «М». К Милвертону кто-то приходит, тот решил, что это служанка. Но это была не служанка, а леди Хаксли — очередная жертва его компрометаций. Хаксли убивает короля шантажа и, забрав шифровку, удаляется, а Холмс с Ватсоном, фактически ставшие свидетелями, сжигают письма и тоже уходят. Им удается ускользнуть от охранника, но Ватсон теряет ботинок, из-за того, что охранник схватил его за ногу, когда тот перелезал через забор.

Об убийстве Милвертона уже узнала полиция. Ватсону еле удалось сжечь второй ботинок, когда их посетил Лестрейд. Инспектор предложил Холмсу помочь в деле об убийстве, но сыщик отказывается заниматься расследованием убийства подлеца и негодяя. Леди Хаксли отдает Холмсу шифровку с анаграммой «М», до этого он уже получил письмо с угрозами с той же анаграммой, а все это время за ними наблюдал маркёр.

«Смертельная схватка»Править

Сыщик понимает, что шифровка состоит из фамилий преступников, начинающихся на литеру М. Среди опасных людей Холмс приводит в пример Себастьяна Морана — полковника в отставке и уважаемого человека, а в действительности опасного преступника, стрелка и картежника. Холмс и Ватсон посещают клуб «Багатель», в котором Моран был завсегдатаем, они решили его выследить. В клубе Холмс получает записку с просьбой о встрече. Сыщик удаляется, а Ватсон остается наблюдать за Мораном.

Холмса привозят в особняк Милвертона. В кабинете убитого его встречает высокий, горбящийся человек. Это профессор Мориарти — «Наполеон» преступного мира, глава мощной криминальной организации, известной всей Европе, в ней как раз состоял Милвертон и состоит Моран. Мориарти догадался, что Холмс присутствовал в доме шантажиста во время убийства, а шифровку забрал не Скотленд-Ярд, а именно Холмс, сорвав тем самым планы организации. Воспользовавшись моментом, Холмс оглушает профессора, забирает отнятый револьвер и уходит, сказав, что у Мориарти нет на него доказательств.

В то время, когда Холмс беседовал с профессором, в клубе «Багатель» Ватсон стал свидетелем неприятной сцены. Молодой аристократ Рональд Адэр, играющий в паре с полковником Мораном, обвинил того в шулерстве. Но тот, заставив его замолчать, требует спокойно поделить выигрыш. В отместку Адэр, чья игра была честной, вернул деньги проигравшим. Вернувшись домой, Ватсон рассказывает все Холмсу. Холмс говорит, что они оба попали в руки настоящей преступной организации, и оставаться в Лондоне небезопасно. Холмс, дав указания Ватсону, сбегает. Бандиты устраивают в доме пожар, и Ватсон еле его тушит, жертвуя два ковра.

На следующий день Ватсон уходит, и, оставаясь незамеченным, садится в нужный кэб, управлял которым Майкрофт. Слившись с толпой, доктор встречает Лестрейда и просит о защите Рональда Адэра, упомянув имя Себастьяна Морана. С Холмсом доктор встречается в купе. Тот догадывается, что люди Мориарти устроили засаду. Проехав определенное расстояние, друзья сходят с поезда. Им удается перебраться на континент, в Швейцарию. Там они поселяются в отеле, заведует которым Петер Штайлер-младший. Хозяин их радостно встречает, узнав Холмса: сыщик помог ему избежать каторги, когда Штайлер украл голову Купидона.

В Швейцарии Холмс узнает, что банда Мориарти разгромлена. Он с Ватсоном отправляется посетить одну из прекрасных достопримечательностей — Рейхенбахский водопад. Сыщик отмечает, что это «отлично выбранное место» и ощущает обречённость, в то время, как доктор Ватсон, полный положительных эмоций, не понимает сложности ситуации. К водопаду прибегает мальчик-посыльный и отдает Ватсону записку с просьбой ко врачу-англичанину осмотреть больную чахоткой. Доктор вынужден удалиться.

Холмс остается один. Он знал, что Мориарти будет жаждать мести и простого убийства Холмса ему недостаточно. Он приехал в Швейцарию за Холмсом и организовал место поединка именно на водопаде. При встрече с профессором, Холмс попросил у него несколько минут, чтобы написать последнее письмо, тот ему позволяет. Записку сыщик оставляет во фляжке рядом со своей верхней одеждой.

Начался смертельный поединок. Профессор Мориарти в совершенстве владел приемами борьбы баритсу и надеялся скоро победить Холмса, но тот тоже неплохо владел этой борьбой. Вернувшийся в отель Ватсон понял, что записка — отвлекающий манёвр. Взяв с собой револьвер, он кинулся обратно к водопаду, а за ним Петер с ружьем. Между тем поединок продолжался. Мориарти тянул Холмса к краю обрыва, чтобы погибнуть с ним вместе. Когда исход схватки был близок, Холмс обнаружил появившегося за местом действия стрелка — полковника Морана: он появился, когда Ватсон ушёл. Из последних сил цепляющийся за Холмса Мориарти соскальзывает с него и гибнет в водопаде, а Моран делает роковой выстрел в Холмса, и, решив, что все кончено, уходит. Прибегает Ватсон и находит только вещи друга. Раздается выстрел, но это был прибежавший на помощь Петер. Оба они оплакивают Холмса. Ватсон читает предсмертную записку, в которой Холмс говорит, что раскрыл главное дело своей жизни, также он просит позаботиться о несчастном Рональде Адэре.

«Охота на тигра»Править

Ватсон собирается закончить дело Холмса и решает защитить молодого аристократа Адэра. Он переодевается в католического патера и направляется в клуб «Багатель» наблюдать за Адэром. К несчастью, Ватсона узнает посетитель клуба мистер Меррей, когда-то лечившийся у него. В это время маркёр Прайс требует отдать часть выигранных денег у Адэра, но тот отказывается. Ватсон отправляется за Адэром на кэбе, но выходит он из него уже в своем обличии. Это была вторая неудача. Третьей неудачей стало то, что Ватсона запомнил лакей, когда тот хотел узнать, дома ли Адэр. Хозяин же заперся в комнате, чтобы посчитать карточные долги. Через некоторое время его найдут застреленным.

Этой же ночью к Ватсону врывается наряд полиции из Скотланд-Ярда. «Командуют парадом» Грегсон и Лестрейд. Судя по показаниям свидетелей (Меррей, кебмен, лакей), а также уликам (костюм падре и пуля 9 калибра), Ватсон является главным подозреваемым в убийстве сэра Рональда Адэра. Также Лестрейд отмечает причастность доктора к убийству Чарльза Милвертона, так как приметы убийцы были схожи с Ватсоном (это ещё отметил Холмс). На месте преступления Ватсон пытается намекнуть на то, что убийство совершил Моран, но Грегсон сразу же исключил эту версию, поскольку Лестрейд был у полковника и сказал ему про Адэра, плюс ещё Моран находится на континенте. Таким образом у инспектора Лестрейда есть все основания заключить Ватсона под стражу, но ввиду неплохих отношений инспектор просит его до окончания следствия не покидать Лондон. По дороге домой Ватсон, проходя мимо толпы зевак, случайно сбивает стопку больших книг у одного маленького старичка. Доктор помогает ему поставить их. Дома Ватсон пребывает в отчаянии, из-за того, что он не завершил последнее дело Холмса. Тут к нему приходит тот старичок с книгами, чтобы отблагодарить Ватсона, миссис Хадсон приносит доктору чай. Когда Ватсон оборачивается, старичок с книгами превращается в живого Шерлока Холмса!

Доктор и миссис Хадсон падают в обморок. Холмс с помощью нашатырного спирта приводит их в сознание. Чуть не потерявший рассудок Ватсон жаждет узнать, что же произошло. Холмс уже месяц живёт у Майкрофта и вынужден скрываться. Тут он замечает маркёра, тот быстро исчезает. Холмс дает Ватсону очередной план действий: идти к Лестрейду и сказать, что у доктора появились новые сведения насчет убийства, затем попросить инспектора приготовить наряд полиции рядом с домом, который находится прямо напротив дома 221-Б, где Ватсон должен быть в определенное время; условным знаком для полиции должен быть свисток. Миссис Хадсон же должна слушаться Майкрофта.

Идущего обратной дорогой Ватсона подбирает на кэбе Холмс, и они прибывают в намеченный заброшенный дом. Вид оттуда на окно комнаты Холмса прекрасен. Ватсон замечает куклу Холмса, изготовленную из воска, она ещё и двигалась, а управляли ею Майкрофт и миссис Хадсон. Тут Холмс и Ватсон услышали шаги и спрятались. Это полковник Моран пришёл убивать Холмса. Он делает свой выстрел, затем происходит стычка с настоящим Холмсом. Ватсон оглушает полковника, а Холмс свистит. Прибывает Лестрейд с нарядом, и Холмс с Ватсоном сдают Морана, взятого с поличным. Холмс заявляет, что именно Моран убил Адэра из ружья, изготовленного немецким мастером по заказу Мориарти, стреляющего практически бесшумно пулями 9 калибра. Холмс удивляется, как полковник мог попасться на такую элементарную ловушку, но Моран попросил не издеваться над ним и в отношении его действовать только согласно закону. Лестрейд счел это справедливым и уводит полковника.

Дома Холмс рассказывает историю своего «воскрешения». То, что письмо Ватсону — это ловушка, Холмс понял сразу. У края обрыва сыщик обнаружил уступ, а вскоре показался профессор Мориарти. Холмс удивился его благородству, когда тот позволил ему написать письмо. Во время поединка Мориарти вел Холмса к краю обрыва, где и был тот самый уступ. На исходе битвы он замечает Морана, Мориарти гибнет. Чтобы Моран решил, что он победил, наступивший на уступ Холмс жертвует своей рукой, которую позже пришлось серьёзно лечить. Таким образом он инсценировал свою смерть и наблюдал за тем, как Ватсон его оплакивал. Умирать Холмсу было не время, но и воскресать тоже. Он знал, что полковник вернется в Лондон для мести Адэру, и последовал туда же, но жил у Майкрофта.

Холмс и Ватсон совершили великое дело, освободили Великобританию от великой преступной мощи: шантажиста Чарльза Милвертона, профессора Джеймса Мориарти и полковника, «охотника на тигров», Себастьяна Морана. Ватсон по-прежнему считает себя виновным в смерти Адэра, но Холмс утешает его: «Мы виноваты в смерти несчастного Адэра». «С буквой „М“ мы уже разобрались», — делает заключительный вывод Холмс. Следующая буква — «N», и в качестве примера Холмс приводит леди «Неизвестность». Тут миссис Хадсон говорит, что Холмса ожидает какая-то леди.

В роляхПравить

В главных роляхПравить

Василий Ливанов — Шерлок Холмс

Виталий Соломин — доктор Ватсон

Рина Зелёная — миссис Хадсон

Борислав Брондуков — инспектор Лестрейд (озвучивал Игорь Ефимов)

Борис Клюев — Майкрофт Холмс

Анатолий Подшивалов — маркёр Прайс (озвучивал Игорь Ефимов)

«Король шантажа»Править

Борис Рыжухин — Чарльз Милвертон

Валентина Панина — леди Хаксли

Светлана Крючкова — горничная Агата

«Смертельная схватка»Править

Николай Крюков — полковник Моран

Виктор Евграфов — профессор Мориарти (озвучивал Олег Даль)

Александр Захаров — Рональд Адэр (озвучивал Вячеслав Баранов)

Алексей Кожевников — мистер Меррей

Игнат Лейрер — Петер Штайлер-младший

Дима Хрилёв — мальчик из отеля

Юрий Эллер — сообщник Мориарти

Игорь Андронников — сообщник Мориарти

«Охота на тигра»Править

Игорь Дмитриев — инспектор Грегсон

Александр Захаров — Рональд Адэр

Алексей Кожевников — мистер Меррей

Николай Крюков — полковник Моран

Валерий Смоляков — кэбмен

Ирина Краславская — Джуди

Е. Харкевич — мать Адэра

Игнат Лейрер — дворецкий Адэра (в титрах не указан)

Также на Фэндоме

Случайная вики