ФЭНДОМ

Шерлок Холмс и доктор Ватсон
Холмс и доктор Ватсон

Жанр:

иронический детектив, драма, триллер

Основан:

"Пёстрая лента" и "Этюд в багровых тонах"

В ролях:

Василий Ливанов, Виталий Соломин, Рина Зелёная, Борислав Брондуков, Владимир Дашкевич

Страна:

СССР

Оригинальный язык:

русский

Количество серий:

2

«Шерлок Холмс и доктор Ватсон» — это первая часть советского телевизионного сериала по мотивам рассказов Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе, которая вышла на экраны в 1980 году. Фильм состоит из двух серий и снят по мотивам рассказа «Пёстрая лента» (1-ая серия «Знакомство») и повести «Этюд в багровых тонах» (2-ая серия «Кровавая надпись»).

СюжетПравить

«Знакомство»Править

Доктор Ватсон (Виталий Соломин) после отставки возвратился из Афганистана на родину — в Англию. Его давний друг мистер Стэмфорд (Геннадий Богачёв) предложил ему снять комнату в доме по адресу Бейкер-стрит, 221-б, которую сдавала пожилая леди по имени миссис Хадсон (Рина Зелёная). Вторую сдаваемую комнату уже занимал другой джентльмен — мистер Шерлок Холмс (финансовое положение доктора было довольно слабым).

Первое впечатление от знакомства с Холмсом (Василий Ливанов) было неоднозначным. Он проводил сложные химические опыты с кровью, играл на скрипке, имел глубочайшие познания о сигарном пепле, лондонской грязи и уголовном законодательстве, но при этом демонстрировал полное незнание общеизвестных истин (например,факта, что Земля вращается вокруг Солнца), не читал беллетристики, а равно и книг по истории и философии. При этом к Холмсу постоянно заходили довольно странные посетители, а на столе у него стояли в рамках портреты личностей омерзительнейшего вида. Поэтому Ватсон стал серьёзно подозревать Холмса в причастности к преступному миру.

Но после выяснения отношений во время боксёрского поединка, произошедшего по просьбе доктора прямо в доме миссис Хадсон, все страхи и сомнения Ватсона развеялись: Шерлок Холмс оказался частным сыщиком.

Вскоре Холмсу пришлось расследовать «Дело о пёстрой ленте». К нему на приём пришла молодая леди Эллен Стоунер (Мария Соломина) и рассказала о том, что боится за свою жизнь. Два года назад за несколько дней до своей свадьбы при странных обстоятельствах умерла её сестра-близнец Джулия, и Эллен теперь боится, что то же самое может случится и с ней.

Эллен с Джулией жили без матери, с отчимом, доктором Гримсби Ройлоттом (Фёдор Одиноков), в поместье Сток-Морен недалеко от Лондона. За неделю до своей смерти Джулия начала слышать по ночам тихий печальный свист и какой-то стук, а через несколько дней (за три дня до свадьбы) разбудила весь дом жутким криком и умерла, перед смертью успев сказать о какой-то пёстрой ленте. Диагноз был поставлен - больное сердце, но леди Эллен не верила этому.

Прошло два года. Эллен также собирается замуж. По причине внезапного ремонта дома она вынуждена жить в той комнате, где умерла Джулия, и с недавних пор тоже стала слышать по ночам какой-то свист и стук. Холмс хочет осмотреть дом в отсутствие Ройлотта, и Эллен говорит, что на следующий день вечером её отчима не будет дома.

После ухода Эллен в дом к Холмсу врывается сам Ройлотт. Свирепый помещик требует, чтобы Холмс не совал нос в его, Ройлотта, дела, угрожает сыщику и демонстрирует ему физическую силу — сгибает кочергу. После его ухода сам Холмс, разогнув кочергу, доказывает, что ничуть не слабее Гримсби Ройлотта.

Холмс и Ватсон укрываются в кустах, из которых хорошо виден дом Ройлоттов. Вечером, когда Ройлотт уезжает, по сигналу Эллен из окна Холмс и доктор Ватсон входят в дом и обследуют комнаты. В бывшей комнате Джулии (в которой теперь ночует Эллен) они обнаруживают некоторые странности: кровать Элен привинчена к полу, а свисающий шнур от звонка вообще ни к чему не присоединён. Прямо над шнуром Холмс обнаруживает вентиляционную отдушину, выведенную не наружу и не на чердак, а в смежную с комнатой Эллен комнату Гримсби Ройлотта. В комнате отчима девушки Холмс обнаруживает маленькую тарелочку с молоком. На вопрос, есть ли в доме кошка, он получает от Эллен отрицательный ответ. Зато, говорит Эллен, в доме есть гиена и павиан (Ройлотт долго жил в Индии), но Холмс замечает, что тарелочка слишком мала для гиены.

Холмс и Ватсон пробираются в комнату девушки и остаются там до утра. Услышав свист и стук, Холмс чиркает спичкой, видит спускающуюся по шнуру змею и начинает хлестать своей тростью по шнуру. Он прогоняет змею обратно в отдушину и та, вернувшись в комнату Ройлотта, со злости кусает хозяина. Оказывается, отчиму были невыгодны замужества сестёр, так как при этом они получали в качестве приданого часть наследства их умершей матери, и он решил расправиться с ними при помощи ядовитой змеи, привезённой из Индии.

«Кровавая надпись»Править

Холмс получает сообщение от инспектора Грегсона (Игорь Дмитриев) о странном случае в заброшенном доме на Брикстон-роуд. Там было найдено тело пожилого американца без признаков насилия, а на стене, закрытой дощечкой, кровью было написано слово «месть» (оригинал «revenge»). Дело ведёт инспектор Лестрейд (Борислав Брондуков), не воспринимающий Холмса как сыщика. От солдата Холмс получает известие, что убийца был ниже Холмса, в коричневом пальто и с красным лицом. Через некоторое время в гостинице был убит ножом другой американец — Джозеф Стэнджерсон (Виктор Аристов), которого подозревали в первом убийстве, а на стене также было написано слово «месть». Шерлок Холмс находит настоящего убийцу. Это некий американец Джефферсон Хоуп (Николай Караченцов), который мстил бывшим членам секты мормонов — убийцам своей невесты Люси Ферье и её отца Джона Ферье. В качестве орудия мести он предлагал проглотить одну из двух пилюль, другую Джефферсон решал выпить сам. Одна из пилюль была пустышкой, вторая содержала сильнодействующий яд. Первый американец — Енох Дреббер (Адольф Ильин) проглотил ядовитую пилюлю и умер, второй — Стэнджерсон отказался и оказал сопротивление, поэтому Джефферсон убил его ножом. Убийцу арестовали, но в тюрьме он умер от сильного кровоизлияния в мозг. Вся слава в раскрытии этого преступления досталась инспектору Лестрейду. Доктор Ватсон был до глубины души возмущён этим, и решил стать «биографом» Шерлока Холмса. Собственно, с этого момента и начинается «летопись» приключений сыщика и доктора. Его записки о великом сыщике вскоре завоевали популярность среди читателей лондонских журналов.

В роляхПравить

В главных роляхПравить

Василий Ливанов — Шерлок Холмс

Виталий Соломин — доктор Ватсон

Рина Зелёная — миссис Хадсон

ЗнакомствоПравить

Геннадий Богачёв — Стэмфорд

Мария Соломина — Эллен Стоунер, Джулия Стоунер

Фёдор Одиноков — доктор Гримсби Ройлотт (озвучивал Игорь Ефимов)

Кровавая надписьПравить

Борислав Брондуков — инспектор Лестрейд (озвучивал Игорь Ефимов)

Игорь Дмитриев — инспектор Грегсон

Николай Караченцов — Джефферсон Хоуп

Адольф Ильин — Энек Дреббер

Виктор Аристов — Джозеф Стэнджерсон

Олег Хроменков — посыльный

Виталий Баганов — констебль Рэнс

Любовь Тищенко — лже-вдова

Борис Клюев — Майкрофт Холмс (в титрах не указан)

Съёмочная группаПравить

Сценаристы: Юлий Дунский, Валерий Фрид

Режиссёр: Игорь Масленников

Оператор: Юрий Векслер

Художник: Марк Каплан

Композитор: Владимир Дашкевич

Звукорежиссёр: Борис Андреев